Терентьева Елизавета Сергеевна, педагог-психолог МАОУ СОШ № 89 города Тюмени (дошкольное отделение)

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ»

d6a50d6443d3af47f3499291405a8039.jpg


Уважаемые родители!

Вы – первые учителя родного языка для своего ребёнкаСемья – первая школа!

* В общении с ребёнком следите за своей речью.

Говорите с ребёнком не торопясь, чётко и ясно, не «съедайте» слогов и окончаний слов. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребёнка многие слова долетают искажённо («смори» вместо «смотри»«не бежи» вместо «не беги»«ваще»вместо «вообще» и т. д. Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова.

* Не подделывайте свою речь под детскую, сами не навязывайте детям неправильных, надуманных слов, как «ням – ням» или «бобо»Ребёнку приходится затем переучиваться и запоминать вновь правильные слова. Не злоупотребляйте также уменьшительно – ласкательными суффиксами («надень шапочку»«почитаем книжечку»«большая собачка» и т. д.) – всё это тормозит речевое развитие ребёнка.

* Как можно больше разговаривайте с ребёнком о том, что он видит и слышит вокруг, о том, что вы делаете с ним вместе, о планах на сегодняшний день, о его и ваших чувствах и т. д.

* Помогайте ребёнку расширять словарный запас и усваивать новые речевые конструкции, для этого чаще читайте и рассматривайте вместе с ним книжки с картинками, побуждая затем повторить прочитанное или рассказанное. Читая малышу ту или книжку, обращайте внимание на непонятные слова и ситуации, которые могут встретиться в тексте.

Превратите домашнее чтение в своеобразный ритуал. Обязательно возьмите себе за правило читать ребёнку перед сном.

* Будьте хорошими слушателями. Дайте ребёнку время договорить то, что он хотел сказать. Обязательно смотрите на ребёнка, когда он говорит с вами. Тем самым вы показываете, что обращаете на него внимание и что его слова для вас не безразличны. В тех случаях, когда ребёнок рассказывает что-то очень эмоционально, постарайтесь не перебивать его, поправляя произношение или порядок слов.

* Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка.

Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи,будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее – тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.

* Прививайте детям правильные речевые навыки.

Не допускайте у детей быстрой речи. Приучайте ребёнка говорить неторопливо, чётко, выразительно.

Как отвечать на детские вопросы:

1. Относитесь к вопросам ребёнка с уважением, не отмахивайтесь от них. Внимательно вслушивайтесь в детский вопрос. Постарайтесь понять, что заинтересовало ребёнка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

2. Давайте краткие и доступные пониманию ребёнка ответы, избегайте при этом

сложных слов.

3. Ответ должен не просто обогатить ребёнка новыми знаниями, но и пробудить его

к дальнейшим размышлениям.

4. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребёнка. Отвечайте на

его вопрос встречным: «А ты как думаешь?»

5. В ответ на вопрос ребёнка постарайтесь вовлечь его в наблюдение за

общественной жизнью, почитать ему книгу по теме, рассмотреть иллюстрацию

и т. д.

Плохие слова

Что делать, если малыш с улицы или из садика принёс грубое, нецензурное слово?

Прежде всего – не паниковать. Бранное слово в устах вашего крохи не значит, что его ждёт преступное будущее. И не значит, что вы – плохие родители. Это просто слово, смысл которого ребёнок чаще всего не понимает.

Лучшее, что вы можете сделать в этой ситуации – не обратить внимания. Не стоит кричать и ругать малыша. Вряд ли ребёнок поймёт, чем вы недовольны, а вот ваша бурная реакция его заинтересует. Не стоит смеяться, поскольку, порадовав родителей один разребёнок постарается добиться этого снова. Поэтому сделайте вид, что не заметили в речи малыша ничего необычного. Спросите ребёнка«А что это значит?»Если ребёнок объяснит – равнодушно скажите, что не понимаете,

зачем использовать такое грубое слово. Но, скорее всего, малыш не сможет ответить, и тогда выразите удивление, как можно использовать непонятные слова, мало ли что они обозначают.

Малыши, экспериментируя с речью, нередко сами изобретают звукосочетания, способные вогнать родителей в краску. Если вас это беспокоит – придумайте другие, созвучные звукосочетания. Возможно ваши «блюм» и «блям» вдохновят малыша и заставят «сменить пластинку».

Если ваш ребёнок достаточно взрослый для того, чтобы понять объяснения и усвоить правила поведения, расскажите (спокойно и без лишних эмоций) о том, какие речевые запреты приняты в обществе и в вашей семье. Скажите, что бранные слова вас огорчают.

Следите за своей речью. Если ребёнок использует слово по назначению (чаще всего это бывает с грубыми словами, допустимыми, но неприятными родителям) предложите приличный, но желательно столь же эмоциональный синоним. 

Развивайте речь ребёнка, больше читайте, учите стихи. У начитанного ребёнка плохое слово непременно затеряется в словарном многообразии и не будет представлять значительной угрозы.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!!!


27 января 2020 в 13:02

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.