Терентьева Елизавета Сергеевна, педагог-психолог МАОУ СОШ № 89 города Тюмени (дошкольное отделение)
Тренинг психолога для воспитателей: «Я – педагог. Работаем в коллективе»Тренинг психолога для воспитателей: «Я – педагог. Работаем в коллективе" Цель и задачи: - развивать умение работать в коллективе, аргументировано отстаивать свою точку зрения; - содействие раскрытию творческого потенциала, самопознанию воспитателей детского сада; - формировать деловые качества современного педагога доу; - создание благоприятного микроклимата в педагогическом коллективе. Ход проведения психологического тренинга для педагогов детского сада Упражнение «Комплименты» Обмен комплиментами проходит в форме диалога. Педагоги становятся в круг и берутся за руки. Нужно не только получить комплимент, но и согласиться с ним, сказать еще один комплимент себе и обязательно «вернуть» коллеге. Например: Катя, ты такой отзывчивый человек! Да, это правда! А еще я добрая. А ты, Оля, чрезвычайно общительная. Вопросы для обсуждения: – Что вам понравилось больше, говорить комплименты или принимать их? – Насколько сложно / легко было подобрать комплименты себе, коллеге? – Какой комплимент вам понравился больше всего? Упражнение «Карандаши» Упражнение «Афоризмы – метафоры» Задачи: 1) Из перечня афоризмов необходимо выбрать один, который наиболее точно отражает ваше профессиональное кредо или девиз по жизни (2 мин). 2) Озвучить напарнику выбранный афоризм, подобрать метафору к услышанному афоризму (2 мин). 3) Презентовать коллегу: афоризм – метафора-ассоциация (3 мин). 4) Обратная связь: как вы себя чувствовали во время выполнения упражнения (1,2), когда слышали афоризмы и метафоры к вам от коллег (3 мин)? 5) Ознакомление с основными типами самоорганизации педагогов из перечисленных афоризмов (2 мин). Афоризмы Капля долбит камень не силой, а частотой. Чем больше у меня работы, тем больше я учусь. Один алмаз полирует другой. Не мыслям нужно учить, а мышлению. Дайте детству созреть в детстве. Лучше изучить лишнее, чем ничего. Идти к цели через опыт и учитесь на ошибках. Даруй свет, и тьма исчезнет сама. Понимание – начало согласия. Делай свое дело и познай самого себя. Час работы научит большему, чем день объяснений. Наша личность – это сад, а наша воля – его садовник. Основные типы самореализации педагогов Педагог-коммуникатор реализует в профессии потребность в общении. Ему интересны люди, он всегда в курсе проблем их личной жизни. Доброжелательный, участливый, обаятельный, высоко моральный. Его влияние на детей – прежде всего, эмоциональное, он ищет пути к сотрудничеству с учеником, стремится к личному контакту. Ему легко понять личность другого, он дружит с детьми. Педагог-организатор реализует свою потребность в лидерстве, доминировании, раскрытии волевых качеств. Это сильный, требовательный, энергичный человек. Ему легко удается организовать внеклассные мероприятия, он умеет пробудить в учащихся дух коллективной заинтересованности, делового сотрудничества, ответственности. Педагог-профессионал реализует свои интеллектуальные способности, глубокие знания своего предмета. Это профессионально компетентный и творческий человек, преданный своей профессии. Уважает интеллект. Для него воспитывать – это учить, заинтересовывать своим предметом. Педагог-интеллигент реализует в профессии потребность в духовности, нравственности и воспитывает такие черты у своих учеников. Это человек с высокой общей культурой, высоким уровнем интеллекта, моральными ценностями, постоянным духовным поиском. Его миссия – просветительская. Он воспитывает собой, собственным примером. Не существует чистого типа, есть определенные позиции, которые мы выбираем в работе. Важно проговаривать про себя, свою позицию: что я работаю для ..., моя миссия..., мое призваеие…. Это упражнение помогает наладить партнерские отношения в коллективе, улучшить психологический климат коллектива. Упражнение «Без маски» Психолог. Говорят: «Жизнь – театр, а все мы в нем актеры». Актеры всегда носят маски. Все зависит от обстоятельств, какую маску и в какое время одеть, но иногда так хочется сбросить ее и открыть свою душу. Я предлагаю это сделать, на миг снять привычные маски и откровенно закончить фразы, которые написаны на листочках. - Я хочу научиться лучше... - Мне особенно приятно, когда меня... - По-настоящему мне хочется... - Единственное, что я хотел бы изменить в себе, это... - Что мне больше всего нравится в себе, то это... - Мне очень трудно забыть..., но я... - Больше всего я люблю (умею)... - Мне хорошо, когда... - Я выхожу из себя, когда... - Я могу быть ветерком, потому что... - Я словно птичка, потому что... - Я никогда не забуду день, когда... - Мне нравится, когда окружающие... - Мне бывает стыдно, когда я... - Я чувствую себя неловко, когда... - Особенно меня раздражает, что я... - Я не очень хорошо умею... - Мне лучше помолчать, когда нахожусь... - В незнакомом обществе я, как правило, чувствую себя... - Однажды меня очень напугало то... - В обществе мужчин я обычно чувствую себя... - Я превращаюсь в тигра, когда... - Я словно муравей, когда... Упражнение выполняется по кругу. Участники делятся эмоциями, которые возникали во время выполнения упражнения. Психолог. Действительно, нам очень трудно откровенно говорить о себе. Но мы педагоги и для нашего профессионального роста мы должны учиться понимать себя, не стесняться делиться тем, в чем нуждаемся, в помощи, то есть, быть откровенными друг с другом. Путь к профессиональному росту, самосовершенствованию педагога лежит через познание себя. Притча «Рай и ад» приложение 3
Выводы: Нужно понимать друг друга, уметь находить компромисс в любой ситуации, не ставить свои интересы над интересами других. Коллектив – одна семья, единое целое. Человека следует воспринимать таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Критика нужна, но конструктивная и с учетом особенностей восприятия ее каждым лицом.
Приложение 1 Афоризмы Капля долбит камень не силой, а частотой. Чем больше у меня работы, тем больше я учусь. Один алмаз полирует другой. Не мыслям нужно учить, а мышлению. Дайте детству созреть в детстве. Лучше изучить лишнее, чем ничего. Идти к цели через опыт и учитесь на ошибках. Даруй свет, и тьма исчезнет сама. Понимание – начало согласия. Делай свое дело и познай самого себя. Час работы научит большему, чем день объяснений. Наша личность – это сад, а наша воля – его садовник. Приложение 2 - Я хочу научиться лучше... - Мне особенно приятно, когда меня... - По-настоящему мне хочется... - Единственное, что я хотел бы изменить в себе, это... - Что мне больше всего нравится в себе, то это... - Мне очень трудно забыть..., но я... - Больше всего я люблю (умею)... - Мне хорошо, когда... - Я выхожу из себя, когда... - Я могу быть ветерком, потому что... - Я словно птичка, потому что... - Я никогда не забуду день, когда... - Мне нравится, когда окружающие... - Мне бывает стыдно, когда я... - Я чувствую себя неловко, когда... - Особенно меня раздражает, что я... - Я не очень хорошо умею... - Мне лучше помолчать, когда нахожусь... - В незнакомом обществе я, как правило, чувствую себя... - Однажды меня очень напугало то... - В обществе мужчин я обычно чувствую себя... - Я превращаюсь в тигра, когда... - Я словно муравей, когда... - Мне нравится, когда окружающие... - Мне бывает стыдно, когда я... - Я чувствую себя неловко, когда... - Особенно меня раздражает, что я... - Я не очень хорошо умею... - Мне лучше помолчать, когда нахожусь... - В незнакомом обществе я, как правило, чувствую себя... - Однажды меня очень напугало то... - В обществе мужчин я обычно чувствую себя... - Я превращаюсь в тигра, когда... - Я словно муравей, когда... Приложение 3 Однажды мудрец попросил Господа показать ему рай и ад. Господь подвел мудреца в помещение, где дрались, плакали и страдали голодные люди. Посреди комнаты стоял большой котел с вкусной едой. У людей были ложки, но с длинными ручками, поэтому было невозможно попасть ею в рот. «Да, – это настоящий ад!» – говорил мудрец. Далее они зашли в следующее помещение. Все люди там были сыты и веселы. Мудрец присмотрелся к ним и увидел такой же котел и точно такие ложки. Что же сделало их жизнь райской? – Они научились кормить друг друга, умело взаимодействовать между собой. 27 января 2020 в 13:07
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.